Еще с работ Платона и Аристотеля возникло привычное и уже, кажется, очевидное для нас представление, что существует мир, а человек его познает, получая о мире знание. Когда Платон говорит, что подлинное знание может быть только о мире идей, а Аристотель – что нет знания о том, что не существует, они устанавливают взгляд на природу вещей, на знание и его объект, а в конечном счете на строение мира.
У Канта мир существует как вещи в себе, как явление и опыт, – он создан высшими силами и все время творится человеком, познающим мир. Следовательно, с формальной точки зрения налицо противоречие: вещь в себе непознаваема и в то же время является истинным представлением познаваемого предмета. То есть, познание себя есть истинное познание мира.
Говорить о психоанализе можно как о теории и практике, как о науке и искусстве, как о вере и концепции мира, он произрастает из опыта жизни, жизни человека и человечества в целом. Постижение мира происходит через постижение и конструирование самого себя, создание реальности, самой правдивой реальности – внутреннего мира человека.
Современный психоанализ представляет собой непрерывно развивающуюся систему, в рамках которой классическое наследие закономерно преобразуется в актуальное знание, раскрываются глубинные аспекты актуальных социальных феноменов: группового взаимодействия, массовой культуры, лидерства, власти, манипуляции.
Общая цель психоаналитической работы определяется как освобождение индивидов от ограничений, вызывающих страдание и блокирующих процесс прогрессивного развития, становится достижимой благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.
Практика психоанализа - целительные действия. Обучение психоанализу приравнивается к инициации. Становится ясным механизм глубинных и важных вопросов и ответов.
- Что происходит? Т.е. анализ и осознание.
- Почему это происходит? Т.е. выявление причины.
- Что делать? Т.е. осознание ясного пути и своих лучших качеств, своего преимущества.
Личное знакомство
Когда-то в подростковом возрасте, заканчивая школу, а это было еще советское время и никакого психоанализа в стране не было, бабушка настояла на посещении меной доктора. Отмечу, что на тот момент я чувствовал себя абсолютно здоровым, полным сил, имел спортивный разряд – мастера спора по плаванию и, на мой взгляд, не нуждался в лечении и медицинском обследовании. Однако подчинился бабушке, ветерану великой отечественной войны, и пошел.
Врач – педиатр, взрослый мужчина, заведующий отделением в городской больнице.
Я сходу заявил ему: «Здоров, спортсмен. Посмотрите на меня. Выпишите свою справку и закончим на этом!»
Он действительно посмотрел на меня спокойным, внимательным и как будто проникающим и обволакивающим взглядом, так, что возникло ощущение спокойствия, уверенности и могущества во всем пространстве кабинета.
«Хорошо. Присаживайтесь, Сергей Александрович! Мы просто побеседуем с вами», не сделав ни одного лишнего движения, сказал врач. Голос его звучал настолько уверенно, что все мои сомнения в пользе похода исчезли.
Дальше был диалог, восстановить который я уже не смогу, но пример, который привел мудрый собеседник, помню до сих пор.
Взяв меня своей теплой рукой за запястье и слегка сжав мою руку, он спросил: «Как вы себя чувствуете? Я вам не мешаю?
Поскольку его нажим действительно был не сильным, я ответил: «Не сильно, но вы держите мою руку и ограничиваете движения».
«Подвигайте рукой» – предложил он. Я подвигал. Его рука, не переставая держать меня, двигалась со мной.
Наша беседа продолжалась еще какое-то время, я увлекся, мне был интересен мой новый собеседник.
Тут он неожиданно спросил: «А сейчас как вы себя чувствуете? Я по-прежнему вам мешаю?»
Неожиданно для себя я отметил, что совсем перестал ощущать его руку на моем запястье.
Только через много лет, став взрослым человеком я осознал, что эта беседа была не о медицинском о смотре и справке, она содержала особую, великую философию, путь к познанию мира, мира психологического, мира себя.
Эмоции и чувства - динамические категории, работа которых сравнима с действиями моего доктора, его легкого ограничения действий моей руки, которое очень быстро я перестал замечать и по-прежнему чувствовал себя прекрасно, однако, ограничение осталось…В своем развитии психика сталкивается с огромным количеством вызовов или даже атак, на которые реагирует, выстраивая психологические защиты, отвергая, смиряясь и компенсируя влияние раздражителей, в целом, формируя наши реакции, вырабатывает модели поведения и, как следствие, определяет характер, формирует личность. Именно осознание собственных эмоций, чувств, психологических защитных механизмов, научение работы с собственной психикой позволяет приблизится к счастью, любви, успеху.Приглашаем Вас погрузиться в мир и философию психоанализа, совершить открытия, доступные только Вам, овладеть уникальными знаниями, которые открыты далеко не всем.
Добро пожаловать!